Если вы никогда не импортировали груз из другой страны, но очень хотите – прочитайте, что для этого нужно.
1. Чтобы наладить импорт товаров из-за рубежа в Россию необходимо заключить контракт между российским покупателем (ИП или ООО) и иностранной компанией — продавцом товаров и организовать оплату из России через банк. Копия этого контракта и платежного поручения потребуется при таможенном оформлении.
Если сумма контракта велика, потребуется оформить Паспорт сделки – любой банк, предоставляющий услуги по облуживанию участников внешнеэкономической деятельности без проблем поможет подготовить этот документ.
Может ли быть продавцом физическое лицо? Да, если это не противоречит законодательству его страны. Может ли выступать в качестве покупателя физическое лицо – гражданин России? Да – если товар ввозится для собственных нужд, если цель импорта носит коммерческий характер стороной сделки обязательно должно быть юридическое лицо или предприниматель без образования юридического лица.
2. Если импортируемый товар подлежит сертификации, нужно официально ввезти образцы всех товаров и передать их в сертификационный центр для проведения исследований и получения сертификатов или деклараций безопасности на товар. При этом, декларация выдается на конкретный товар, поставляемый от конкретного продавца, конкретному покупателю. Т.е. если через пару месяцев вы решите ввозить другую торговую марку, а продавцом будет другая компания, то всю процедуру придется повторить.
3. После получения деклараций соответствия на товар можно организовать поставку коммерческой партии товара. Для этого груз передаётся продавцом транспортной компании (мы будем рады, если вы выберете для этих целей нашу) и доставляется в Россию выбранным видом транспорта.
Перед тем, как отправить груз, важно убедиться, что на него нанесена необходимая маркировка, в соответствии с требованиями российского законодательства. В некоторых случаях для этого требуется заранее купить специальное программное обеспечение и марки с QR кодами. Слышали когда-нибудь про «Честный знак», который защитит нас от всего плохого? Это он.
Ещё потребуется оформить товаросопроводительные документы: коммерческий инвойс (документ, в котором указывается цена товара и условия поставки), упаковочный лист — перечень всех товаров с указанием их веса нетто и брутто и размеров упаковки. Также с товаром могут следовать качественные удостоверения, спецификации и иные документы, состав и требования к которым оговариваются заранее.
4. После того, как ваш товар поступит в Россию таможенный брокер, с которым вы заключаете договор на предоставление услуг по декларированию, подает импортную декларацию в таможню, прилагая все необходимые документы на груз, включая декларацию соответствия.
Кто такой таможенный брокер? Это не волшебник, а специально обученный человек, который берет документы, которые ему предоставляет покупатель товара, на их основе заполняет декларацию и направляет её в таможню, используя специальное программное обеспечение. И за эту работу получает деньги. Вы можете купить ПО, пройти обучение на курсах декларантов, самостоятельно заполнять декларации и направлять их в таможню — такая форма работы тоже доступна для тех, кто много и часто получает товар из-за рубежа и не хочет тратиться на брокера.
Работа брокера очень похожа на работу бухгалтера, но если последний формирует налоговую отчётность и подаёт её в налоговую службу, то таможенный брокер составляет декларацию на товар и отправляет её в таможню. И использует он для этого те документы, которые вы ему дадите: инвойс, упаковочный лист, декларации соответствия, контракт на поставку. Если таких документов нет, то таможенный брокер ничем помочь не сможет, также как и в бизнесе, вам не поможет бухгалтер, которому вы поставите задачу сдать налоговую отчётность, но не дадите ни одного первичного документа.
Запомните – все ваши ходы должны быть записаны и подтверждаться документами. Соблюдение этого простого правила значительно облегчит вашу работу и сохранит много денег.
5. При ввозе товара, вы заплатите НДС в размере 10- 20% от стоимости товара (зависит от товара) и стоимости услуг по его доставке и таможенные пошлины, которые составляют от 0 до 20% в зависимости от товара (бывает и выше). Точный размер пошлин, актуальных на момент ввоза, всегда скажет таможенный брокер.
Только после таможенного оформления и оплаты всех пошлин и налогов товар будет считаться выпущенным в свободное обращение (иногда его называют очищенным) и вы сможете забрать его со склада временного хранения и продавать кому хотите.
Важно! Вы не можете ввозить все торговые марки, которые захотите — если на территории России есть официальный дистрибьютор бренда или подана заявка на охрану торговой марки, то ввезти такой товар вы сможете, только получив разрешение дистрибьютора или отказное письмо, в котором владелец торговой марки или его законный представитель откажется о своих прав на защиту этого бренда. На нашей памяти такой случай был только один раз.
На рынке существуют специальные компании, предоставляющие услуги по аутсорсингу внешнеэкономической деятельности — их сервис обходится в 5-10% от инвойсовой стоимости товара + накладные расходы.
И наконец, есть организации, которые предоставляют сервис по доставке товаров «под ключ», которые номинируют стоимость своих услуг в долларах за 1 кг. обещая ввезти всё, что угодно. Будьте осторожны, это могут оказаться простые контрабандисты. Иногда у них всё получается, иногда нет и товар может исчезнуть навсегда. С такими структурами мы не работаем, личных отношений не поддерживаем и никаких рекомендаций давать не будем. Просто будьте осторожны и берегите себя, поскольку законный путь ввоза коммерческих партий импортных товаров из-за рубежа в Россию только один – он описан выше.
Желаем удачи в международной торговле! Если что-то не будет получаться или не понятно – звоните и пишите нам. Мы поможем!